Статья "Чтобы сберечь время и деньги" была опубликована в Еженедельнике "24 часа" в феврале 2010г.

Чтобы сберечь время и деньги

\r\n

 В конце декабря 2009 года были внесены изменения в Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Часть этих изменений направлена на то, чтобы сократить время граждан на получение или предоставление необходимой информации. Теперь допускается, что заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, предоставляются в регистрирующий орган заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. При этом законом установлены следующие правила: во-первых, подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

\r\n

Во-вторых, сделка с объектом недвижимости должна быть нотариально удостоверена, если она подлежит государственной регистрации или если на ее основании подлежит регистрации право или ограничение (обременение) права на этот объект недвижимости. В-третьих, если такое заявление подается по доверенности, то такая доверенность также должна быть удостоверена нотариально, как и в случае, если сама сделка была удостоверена по доверенности, то доверенность может быть только нотариально удостоверенной.

\r\n

Если вы направляете заявление почтой в соответствии с вышеуказанным порядком, то к заявлению будет необходимо приложить копию документов удостоверяющих личность правообладателя (если это договор, то – копии документов и продавца и покупателя) и лиц, действующих по доверенности.

\r\n

Представляется, что эти изменения законодательства станут актуальными для широкого круга граждан, проживающих в населенных пунктах, находящихся на значительном удалении от районных центров.Более подробную информацию по вопросам, связанным с нотариальным оформлением документов в Ленинградской области и в отношении недвижимости, расположенной на территории Ленинградской области, можно получить непосредственно на бесплатных консультациях в Доме юриста, проводимых нотариусами Ленинградской области в последнюю среду каждого месяца. Запись на эти консультации ведется в Нотариальной палате Ленинградской области по телефону: 314-20-69.

\r\n

Хочу заметить, что изменения в законодательсве, о которых я рассказала, вполне объяснимы. Увеличение количества объектов недвижимости в собственности граждан, расширение сферы их оборота необходимо ведет и к расширению полномочий нотариусов.

\r\n

    Нотариусы сегодня не только удостоверяют сделки, свидетельствуют верность копий документов и оформляют наследственные права, но и оказывают помощь гражданам в регистрации их прав на недвижимое имущество. Что же это означает?

\r\n

В соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате и с  Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нотариус может представлять в регистрирующие органы заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для проведения такой государственной регистрации документы. Однако, это правило распространяется только на нотариально удостоверенные документы. То есть, если вы решили заключить сделку, например, договор купли-продажи земельного участка, в простой письменной форме, то нотариус не сможет подать ваши документы на регистрацию. А вот если тот же договор купли-продажи земельного участка вы оформляете у нотариуса, то нотариус, удостоверивший его, может сдать ваши документы в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на регистрацию. Подача документов на регистрацию осуществляется нотариусом по письменному заявлению сторон договора, в нашем случае – продавца и покупателя, покупателю же выдается расписка о принятых нотариусом документах для передачи их на регистрацию. А вам в таком случае останется либо самим получить свидетельство о государственной регистрации права и пакет зарегистрированных документов в регистрационной службе, либо получить их в нотариальной конторе, если в вашем заявлении будет указано, что нотариус не только подает документы на регистрацию, но и получает свидетельство о государственной регистрации прав и (или) иные документы для передачи их лицам, в интересах которых осуществлялась такая государственная регистрация. Такое же правило действует и в случаях выдачи нотариусом свидетельств о праве на наследство на различные объекты имущества – жилые дома, земельные участки, квартиры.

\r\n

Как показала практика, эта сравнительно недавно применяемая норма закона, значительно сократила материальные и временные затраты граждан, в какой-то степени упростила для них процедуру оформления документов. Правда, сегодня, к сожалению, еще не все нотариусы в полном объеме выполняют положения этого закона, но с каждым днем мы стараемся создавать все более благоприятные и комфортные условия обслуживания граждан и юридических лиц.

\r\n

 

\r\n

Елена Москаль, Президент Нотариальной палаты Ленинградской области